УПС! Что-то пошло не так



Тренды онлайн-продаж 2022-2023

1771

       

AWG
Рынок электронной торговли очень резко реагирует на внутренние и внешние вызовы, и прошлый год не стал исключением. Рассмотрим, какие изменения произошли на рынке и какие проглядываются тенденции на 2023.

Как менялся рынок в 2022 году


Изменение потребительского поведения и его последствия


Мы можем проследить изменения рынка, разделив его на сезоны:


Весной, традиционно к гендерным праздникам, объем покупок вырос, но уже в марте начал свое снижение, поэтому в последующие месяцы 2022 рынок ощутил спад.


Летом рынок восстановился и находился в спокойном состоянии.


Осенью произошло новое снижение онлайн-покупок, поскольку произошел отток населения, а люди еще меньше хотели тратить деньги в условиях неопределенности.


Зимой объем покупок снова начал расти, но более медленными темпами, чем раньше. С одной стороны, это было связано с падением уровня доходов населения, а с другой —  отложенными решениями по покупкам, которые не произошли осенью.


Общая динамика по количеству заказов в России положительная, но в 2022 году впервые рост заказов оказался ниже +50% в год. До февраля 2022 рост количества заказов составлял +100% на протяжении 9 месяцев подряд.


Что стало причиной изменений


Здесь можно выделить сразу несколько ключевых моментов:

  • Люди сокращают горизонт планирования с долгосрочного и среднесрочного до краткосрочного.
  • Вызовы прошлого года привели к сокращению рынка строительства и недвижимости.
  • Падает спрос на услуги дополнительного образования и образовательные курсы.
  • Вырос объем удаленщиков — впервые это произошло во время пандемии, но позже тенденция сохранилась и в 2022 году набрала новый темп.
  • После введения санкций страну покинули крупные западные бренды.

Сокращение горизонта планирования привело, например, к падению спроса в долгосрочных категориях товаров: электроника, товары для дома, DIY.


Ушедшие из страны бренды повлекли спад предложения, но в целом рынок чувствует себя хорошо.

Онлайн-каналы вырываются вперед


Если рассмотреть интернет-торговлю с точки зрения онлайн- и офлайн-каналов, то можно сказать, что сейчас происходит перераспределение потребителей в сторону онлайн-каналов. Покупатели увеличивают количество используемых каналов.

  • В 2021-22 годах основными каналами для совершения покупок были маркетплейсы и сайты самих брендов.
  • В 2023 сохранится тенденция на маркетплейсы, но пользователи начнут чаще совершать покупки в социальных сетях, мессенджерах и сайтах объявлений.

Общая доля заказов на маркетплейсах выросла с 67% в январе-сентябре 2022 до 74% в ноябре. Ключевыми игроками на рынке по-прежнему остаются Ozon и Wildberries. Количество заказов на этих площадках составляет уже 2\3 от общего на рынке — впервые в истории.


Что будет с рынком в 2023?


Очевидно, что изменения, которые произошли на рынке в 2022 году, привели к его трансформации и новым устоявшимся тенденциям.


Можно выделить несколько тезисов о трансформации рынка в 2023:

  • Российский e-commerce сейчас трансформируется в новую модель (маркетплейсы + брендовые магазины).
  • Маленькие и средние магазины предпочитают уходить на маркетплейсы, поскольку это просто выгодно.
  • Что касается брендовых магазинов, то они стараются сохранить свои позиции благодаря узнаваемости и уникальности товара.
  • Неспециализированные маленькие магазины теряют долю на рынке онлайн-продаж, а это ведет к росту количества селлеров на маркетплейсах.
  • Почти весь рост рынка идет за счет маркетплейсов и товаров повседневного спроса.

Какие прогнозы на 2023?

  • Уменьшится доля премиальных покупок.
  • Онлайн-рынок станет еще более концентрированным (будут доминировать несколько маркетплейсов, а в каждой узкой нише закрепятся несколько сильных омниканальных игроков).
  • Доля онлайна продолжит расти.
  • Ускорение роста в тех частях рынка, где проникновение e-commerce еще не повсеместно (товары для дома, ремонта и т.д).
  • Рост рекламных бюджетов на продвижение внутри маркетплейсов: это касается работы с отзывами, продвижения карточек товаров, SEO и тд).

Итоги


Несмотря на все вызовы, в 2022 году рынок электронной коммерции продолжил рост. Это обеспечивалось за счет роста востребованности товаров повседневного спроса и отложенных на зиму покупок в период нестабильности. Однако темпы роста рынка уменьшились — впервые они оказались ниже отметки +50% в год. Этот факт был вызван снижением доходов граждан, нестабильной ситуацией в мире, уходом брендов и другими сопутствующими факторами.


Ключевыми локомотивами роста стали маркетплейсы: они заняли 2\3 от общего количества заказов, и эта тенденция сохранится в 2023 году. Малые и средние магазины все чаще предпочитают уходить на специализированные площадки, в то время как крупные именитые бренды рассчитывают на свои силы и делают ставку на уникальность продукции.


Основная борьба в 2023 будет разворачиваться за покупателя на маркетплейсах, что приведет к росту рекламных бюджетов на продвижение внутри площадок. Покупатели чаще будут использовать онлайн-каналы, но и их количество вырастет: помимо маркетплейсов, популярнее станут и покупки в социальных сетях, мессенджерах и на сайтах объявлений.


Источник: исследование Data Insight

С чего начать?

Свяжитесь с нами по номеру

или оставьте свою заявку

Расскажите о своем проекте

Наш специалист свяжется с вами и проконсультирует по интересующему вопросу, подскажет оптимальное решение вашей задачи

Спасибо за обращение. Ваша заявка принята.
File name
Заполняя данную форму, вы принимаете условия Соглашения об использовании сайта, и соглашаетесь с Правилами обработки и использования персональных данных

Мы используем cookies для вашего блага. Продолжая просматривать сайт, вы соглашаетесь с этим.

Хорошо