27 сентября мы посетили IV форум «Будущее управленческих профессий». Топ-менеджер: взгляд 360». Форум приурочен к результатам рейтинга «ТОП-1000 российских менеджеров», где определены самые эффективные российские директора и высшие руководители по 16 направлениям. Всех этих специалистов объединяет их вовлеченность в развитие бизнеса и высокий уровень компетенции.
Однако есть другой важный фактор, определяющий эффективность руководителя — умение быстро адаптироваться к новым условиям. Данной компетенцией должны обладать топ-менеджеры настоящего и будущего, а цифровизация бизнеса — один из ключей к адаптации компании в новых условиях. Бурный рост цифровых компаний провоцирует и спрос на цифровые профессии. ИТ — это уже не только поддержка развития бизнеса, но и фактор его развития.
Ключевой позицией в сегодняшней системе координат стала должность директора по цифровизации — CDTO. Своими знаниями с участниками форума поделился Николай Верховский. Мы зафиксировали главные тезисы для наших читателей.
Кто такой CDTO и что входит в его компетенции?
-
CDTO — это руководитель, который управляет процессом цифровой трансформации бизнеса, вкладывает в него свою волю, энергию и компетенции.
- В идеале CDTO должен совмещать как развитые управленческие навыки, так и цифровые знания.
- CDTO знает технологии, которые есть на рынке, в его отрасли и умеет ставить грамотные технические задания.
- Без цифровой экспертизы CDTO не справится с задачами бизнеса, важны знания работы каждого цифрового модуля. В случае с разработкой: базы данных, API, frontend, backend
Эволюция позиции
Несмотря на то, что должность относительно новая, она уже успела пережить ряд эволюционных процессов. Всего можно отметить три волны:
- Волна до пандемии. Компании нуждались в CDTO-визионерах, с четким видением процесса.
- Волна 2020-2021 года характеризуется необходимостью в CDTO-практиках, которые самостоятельно владеют концепцией и могут внедрять новые идеи, реализовывать проекты и развивать продукты.
- Волна, которая зарождается сейчас. CDTO специалисты, которые умеют управлять портфелем цифровых продуктов и обеспечивать устойчивость компании. На сегодняшний день они нужны для каждого направления бизнеса.
Сегодня уже сформировались критерии и стандарты новой профессии, однако на первых этапах к новой позиции привлекались специалисты высшего управленческого звена: CIO, CMO, CFO, COO, CTO и т.д
Один из ключевых современных трендов называется Digital Mindset (цифровая компетентность). Он подразумевает освоение новых цифровых компетенций в рамках своей должности. Тренд на Digital Mindset подхватывают маркетологи, специалисты по логистике, HR-специалисты и другие управленцы. Например: HR-директор может подключить цифровые инструменты для анализа оттока персонала из компании или оценки их удовлетворенности условиями работы.
Различия CDTO в российской и международной специфике
Российские CDTO на сегодняшний день нацелены на импортозамещение, что приводит к особой специфике работы, ее оценки и организации бизнес-процессов.
От российских CDTO чаще ждут именно быстрых результатов. Практикуется более прагматичный подход к оценке работы, при котором дополнительная прибыль должна фиксироваться в течение полугода. Ключевые задачи, которые решают российские специалисты: определить потребность в цифровизации, их масштаб, формат и ориентирование на бизнес-результат.
Инсайты последнего года
- Цифровизация везде, где это возможно. Вопросы внедрения ИТ технологий решают не только директора по цифровому развитию, но и другие специалисты.
- Выстраивается единая цифровая вертикаль, при которой цифровизация является ключевым компонентом.
- Смена культуры компании на цифровую, при которой культура управления базируется на полученных данных.
- Выстраивание культуры управления инновационным процессом. Запуск и внедрение цифровых проектов.
- Превращение инновационной культуры и исполнительской культуры со строгой вертикалью — в единый механизм.
Руководитель по цифровой трансформации не сможет работать без компетентной и вовлеченной команды, готовой менять бизнес, однако им предстоит ответить еще на ряд вопросов:
- Бизнес-модель: какие деньги заработаем, где меньше потратим?
- Как выглядит список проектов: обязательные, поддержание текущих и их развитие?
- Есть ли взаимопонимание с собственником и менеджментом?
- Как будет устроен цифровой актив? Работа с продвинутой аналитикой, Data Science и новыми инструментами.
- Трансформация организационной функции: запуск продуктового подхода, разворачивание DevOps-практик, структура Data офиса внутри бизнеса.
- Подходит ли культура для изменений в настоящий момент?