18 мая в рамках Российского интернет-форума (РИФ) прошла секция, посвященная e-commerce. Тема секции: «Ecom 2022: аналитика, тренды, "боли" и решения».
Спикерами мероприятия выступили Ксения Красносельских, руководитель группы по развитию бизнеса перспективных клиентов «Яндекс»; Леонид Зондберг, и.о. заместителя генерального директора по электронной коммерции АО «Почта России»; Андрей Осокин, директор по маркетингу «Детский мир»; Анатолий Мохов, директор по электронной коммерции ГК «Связной»; Дмитрий Коробицын, генеральный директор компании «Поставщик счастья»; Мария Тимофеева, генеральный директор Сбер Еаптека.
Модерировали сессию директор AWG и сооснователь Skillstaff Александр Хачиян и PR-директор компании Ситилинк Полина Упитис.
На сессии гости обсудили три блока вопросов: общее состояние рынка электронной коммерции, наличие товаров и изменения, которые произошли в привлечении трафика и маркетинге в целом. В завершение встречи спикеры обменялись планами по развитию e-commerce.
Общее состояние рынка
Из-за неопределенности многие компании заняли выжидательную позицию. В марте люди активно закупались впрок лекарственными препаратами, бытовой техникой и другими товарами. Многие компании, в том числе из детского сегмента, пережили негатив из-за повышения цен. Однако в апреле-мае ситуация начала выравниваться.
В целом первый квартал 2022 года выдался очень активным. К примеру, в марте, по данным Яндекс.Метрики, компании продавали на 56% больше товаров, чем годом ранее. Средний чек вырос на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Сейчас рынок немного просел.
Наличие товаров
Несмотря на то что объемы поставок ограничены и деятельность некоторых компаний приостановлена, спикеры сессии уверяли, что с пустыми полками покупатели не останутся. Они отметили несколько трендов:
- Рост доли СТМ. Многие компании активно развивают собственные торговые марки, сейчас доля СТМ на рынке растет. В 2021 году рынок СТМов вырос до 7% (по РОМИРу), в 2020 году было 5%. 2022 год точно будет годом СТМов.
- Ожидание правил игры в параллельном импорте. В начале мая было принято постановление о параллельном импорте, и сейчас многие участники рынка начинают пробовать работать в этом формате и решать такие вопросы, как гарантийное обслуживание.
- Локальное производство. Например, в сегменте товаров для взрослых локальные производства могут закрывать большинство запросов, поэтому товарного дефицита нет и не будет. Однако если речь о каких-то инновациях в продуктах, здесь российские производители не так сильны.
- Переориентация на новые страны поставок. В фармацевтической отрасли наблюдается перестройка логистических цепочек, некоторые бренды сократили присутствие в России. Новый ориентир – Индия, как сильный фармацевтический центр.
- Рост спроса на б/у товары. Яндекс.Метрика отмечает рост запросов связанных с б/у и запросами «дешево». В сфере электроники активно растут продажи б/у товаров, это направление уже развивается в рамках отдельного проекта Smart Bazar. Также впереди развитие проекта по аренде гаджетов.
Маркетинг
Маркетинг сейчас безусловно воспринимается исключительно как martech, ИТ-технологии неотъемлемая его часть. Бизнесу очень важно задумываться об анализе данных. Google 360 не продлевает лицензию, и простых решений по его замене нет. Компаниям придется заново выстраивать работу с данными. Здесь есть возможность для развития российских решений и услуг, например, таких как векторный анализ CJM. Также одна из возможностей развития маркетинга сейчас — дата-шеринг.
Главная рекомендация спикеров дискуссии — начать выстраивать аналитику маркетинга на новых российских сервисах уже сейчас, потому что иностранные сервисы рано или поздно перестанут работать.
С уходом соцсетей маркетплейсы стали перенимать на себя некоторые функции социальных платформ. Многие компании сейчас используют стримы для контакта с аудиторией.
Что касается трафика, его стало меньше и он стал дороже, поэтому качество трафика особенно важно. «Детский мир» отмечает увеличение LTV. Бизнесу дешевле и проще работать с текущей аудиторией, чем привлекать новую, поэтому программу лояльности все сохраняют. Также по возможности остается наличие промо.
Планы и развитие
Помимо оптимизации и избавления от неэффективных процессов, компании будут продолжать работать над развитием ИТ-проектов. Единогласное мнение среди спикеров, что тормозить с развитием ИТ-проектов нельзя.
Многие компании говорят о запуске совместных маркетинговых активностей, а также доработке ИТ и систем аналитики. Бизнес понимает важность ИТ, поэтому не планирует замораживать развитие этого направления.