Омниканальность из модного тренда превратилась в обязательный элемент стратегии для ритейлеров в условиях жесткой конкуренции. Об этом рассказал Александр Хачиян, основатель ИТ-интегратора AWG, в интервью Digital Voice. Он поделился ключевыми направлениями работы компании, трендами на ближайшие годы и результатами ежегодного рейтинга омниканальности крупнейших розничных ритейлеров глазами покупателя.
Омниканальность
По словам Александра, грамотно выстроенная омниканальная стратегия помогает не только удерживать клиентов, но и успешно конкурировать с маркетплейсами. Покупатели ценят удобство, прозрачность и доверие. Они могут начинать покупку в одном канале, например, в интернете, и завершать ее в другом — в офлайн-магазине, и наоборот. Это позволяет лично убедиться в качестве и подлинности товаров, а также получить консультацию экспертов.
Для объективной оценки уровня омниканальности AWG совместно с Data Insight ежегодно проводит OMNI retail rating, и исследует ритейлеров по 23 критериям. Среди них — качество клиентского опыта, технологический блок и уровень лояльности покупателей. По словам Александра, успех в омниканальности достигается за счёт системного подхода и готовности компаний к инновациям. Он также посоветовал ритейлерам обратить внимание на итоги рейтинга и учесть критерии оценки в своих стратегиях развития.
Однако, чтобы омниканальность приносила реальные результаты, недостаточно внедрить современные технологии. Она требует пересмотра всей бизнес-модели компании и гибкости в подходах.
Импортозамещение и развитие технологий
После ухода с рынка ряда международных компаний российские ритейлеры столкнулись с необходимостью замены множества ИТ-продуктов. Наблюдаются два основных направления: адаптация и доработка существующих решений, а также создание новых продуктов и переход на локальные аналоги западных платформ.
По мнению Александра Хачияна, это способствует росту отечественного ИТ-рынка и стимулирует появление новых решений.
Главные тренды ритейла в 2025 году
Агрессивный рост, наблюдавшийся в ритейле на протяжении нескольких лет, замедлился. В этом контексте Александр выделил три ключевых направления, которые будут определять развитие отрасли в ближайшие годы:
-
Искусственный интеллект — автоматизация взаимодействия с клиентами, персонализация предложений и оптимизация логистических процессов.
-
Гибридные форматы — интеграция онлайн- и офлайн-каналов для повышения уровня клиентского сервиса.
-
Автоматизация процессов — снижение издержек за счёт внедрения современных технологий.
В ходе интервью Александр рассказал о развитии ИТ- сферы для ритейла, затронул темы рынка труда и государственной поддержки ИТ-компаний, привел примеры крупных компаний, успешно внедряющих омниканальные стратегии и современные технологии.
Смотрите или слушайте полную версию интервью с Александром Хачияном на Digital Voice: