УПС! Что-то пошло не так

Произошла неизвестная ошибка на нашей стороне. Скоро мы всё починим.

Повторите вашу попытку позже.


СМИ

"Черная пятница": как защитить сайт от падения. Колонка для РБК

22

Для рынка электронной коммерции конец года — это всегда всплеск продаж. Он позволяет компенсировать среднегодовые потери и простои в более низкие сезоны. В этот период стоит ожидать наплыва посетителей на сайт, и лучше к этому подготовиться

Самые важные даты четвертого квартала года для электронной коммерции — это уже привычные даты двух больших распродаж:

29 ноября 2019 — «черная пятница»,
2 декабря 2019 — «киберпонедельник».

Если к этим дням заранее не готовиться, то можно столкнуться с падением сайта, простоями и упустить хорошую возможность для заработка.

С чего начать

Начать стоит за два-три месяца, потому что проверить и подготовить нужно несколько подразделений и систем, проконтролировать часть особенно важных для этого периода бизнес-процессов. Покупатели уже знают, что в этот период можно приобрести многие товары со значительными скидками. Они даже ждут и готовятся к этому. Как показывает практика, трафик в период распродаж может вырасти в три раза даже без использования агрессивного маркетинга. У каждого онлайн-сервиса может быть своя «точка падения». Ее можно вычислить с помощью искусственного увеличения посетителей на сайте. Когда нагрузка таким способом масштабируется, появляются различные признаки, которые свидетельствуют о некорректной работе сайта: сначала увеличивается скорость загрузки страницы, затем сайт начинает тормозить, после чего время загрузки страниц оказывается в «красной зоне» и они перестают загружаться совсем. Это даст представление о том, при какой нагрузке сайт «упадет». Эти узкие места и нужно немедленно устранять. Подготовка к периоду скидок не ограничивается только сайтом. Важно дополнительно проверить и другие ИT-системы. Например, WMS (система управления складскими запасами) и call-центр.

Механика подготовки инфосистем выглядит так:

1) определить плановый показатель по увеличенному трафику в период акций и скидок;
2) оптимизировать скорость выдачи страниц пользователям;
3) рассчитать необходимый период работы при увеличенном трафике (этот пункт важен отделу маркетинга, который планирует запуск рекламных кампаний и их сроки);
4) после того как определите плановые показатели стабильности системы, нужно установить их текущие значения и настроить среду для нагрузочного тестирования.

Кто за это отвечает

После того как определен механизм, необходимо определиться, кто в команде будет отвечать за процесс подготовки к сезону скидок. Для организации и проведения нагрузочного тестирования чаще всего требуется специализированный тестировщик — load tester. Но его смогут провести также разработчики при поддержке инфраструктурного подразделения, если у них был аналогичный опыт ранее. Как бизнесу определиться, искать сотрудника в штат или воспользоваться услугами сторонней компании?

Целесообразно иметь специалиста, курирующего стабильность системы, внутри вашего ИT-подразделения, если: 
  • темпы развития вашего бизнеса подразумевают нагрузки не только два раза в год (скачки трафика вероятны, например, при подключении поставщиков маркетплейса, а также внеплановая работа с акциями, скидками через разнообразные маркетинговые каналы);
  • если эти же специалисты будут заниматься в том числе и мерами по восстановлению работы сайта после аварий.
Не стоит брать такого специалиста в штат, если:
  • активность, стимулирующую интерес пользователей, можно спланировать;
  • финансовых средств для постоянной поддержки этой части ИT нет, а на рынке ИT-услуг можно найти квалифицированных специалистов в этой области.

Сервисные компании вполне могут провести как разовые испытания вашей текущей архитектуры, так и помочь настроить процедуры проверки ее стабильности при любом новом изменении системы.

Пять лайфхаков

На период повышенной активности пользователей можно:

  • оставить на сайте только базовый функционал (ретейлерам из всех возможных опций мы рекомендуем сохранить только отображение остатков по каждой единице товара), такой «режим выживания» позволяет снизить нагрузку;
  • вместе с отключением «тяжелых» блоков можно оптимизировать фильтрацию на сайте: упростить ее, оставив на период акции только самое необходимое;
  • приостановить процесс выкладки обновлений на время проведения акций;
  • отдельно разобрать нагрузку по уникальным сценариям во время акции (например, если у вас разработана специальная промо-механика — калькулятор скидки, сравнение товаров, — при которой возможен рост нагрузки на соответствующий микросервис, то это тоже стоит учесть);
  • продумать план действий на случай возникновения внештатных ситуаций (например, скрипт ответов для сотрудников контакт-центра и сценарий действий под них).

Эти лайфхаки помогут не только подготовиться к всплеску пользовательской активности, но и позволят вам обратить внимание на некоторые подводные камни, которые могут дать о себе знать только тогда, когда нагрузка вырастет.

В заключение отмечу, что работа любого сайта во многом зависит от качественной настройки всех систем внутри него. Пользователь видит только внешнюю оболочку, на основе которой складывается первое впечатление, но они могут ничего не говорить о внутренней кухне. Устойчивость — это то, что должно волновать бизнес во время создания сайте не меньше, чем красота.

Ссылка на статью в РБК: https://pro.rbc.ru/news/5d8b860b9a7947f2a540c76b?from=center